Навигация

Все работы

Опрос





Звоните

8-816-2-605855 — Городской
8-911-615-1655 — МТС
8-960-205-6555 — Билайн
8-908-292-1655 — Теле-2

Интернет связь

562-007-837
607-986-081
studentsosnovgorod
[email protected]

Наш адрес


г. Великий Новгород
ул. Б.Санкт-Петербургская, 39
ОЦ "Волна"
офис 151

Полезные статьи

Финансовая система и бюджетно-налоговая политика

Финансами называется экономический инструмент, занимающийся распределением валового внутреннего продукта, контролирующий образование и траты фонда денежных средств. В рамки национальной экономики включена совокупность финансовых отношений, образующая всю государственную финансовую систему. Ее можно разделить на финансы субъектов хозяйствования и общегосударственные финансы.

Социально-экономическое развитие значительно зависит от самого государства, ведь оно играет важную роль, распоряжаясь большей частью финансовых ресурсов. Формы использования денежных ресурсов – это государственный кредит, внебюджетные и бюджетные фонды, фондовый рынок и фонды страхования. Государственные финансы строятся по принципу фискального федерализма, где происходит четкое разграничение функций между такими финансовыми системами, как федеральная, субфедеральная, а также система местного уровня. Между финансами общегосударственными и финансами предприятия имеется тесная связь. Государственная политика, занимающаяся организацией и использованием финансов, получила название финансовой политики или же бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика – это совокупление мер государственного воздействия по системе налогообложения и регулированию структуры, занимающейся государственными расходами с системой бюджетного регулирования. Фискальная политика (структура расходов государства) осуществляется путем использования всевозможных методов и принимает различные формы. А они бывают экспансионистские, стимулирующие влияние на спрос в процессе спада экономики, и контактивные, сдерживающие влияние на спрос в процессе подъема экономики. К фискальной политике можно отнести и дискреционную политику, которая создавалась на влиянии государства при помощи налогов и расходов; и автоматическую политику, образованную при влиянии встроенных стабилизаторов, которые приспосабливают экономику к фазам цикла; и смешанную политику, которая допускает давление рычагами автоматической и дискреционной фискальной политики.

Основной рычаг фискальной политики – это изменение всех налогов в целях государства. Налогами называются все неизбежные срочные платежи в фонд государства от физических и юридических лиц. Налоги различаются по пяти признакам. Вся совокупность налогов, применяемых в стране, называется налоговой системой. Основывается налоговая система на государственных законодательных актах, устанавливающих элементы налога (ставка, источник, субъект и объект налога). Налоговые ставки делятся на предельную, среднюю, нулевую и льготную. Предельная налоговая ставка – это прирост выплачиваемых налогов, делящийся на прирост доходов.

Средняя налоговая ставка является общим налогом, поделенным на размер налогооблагаемого дохода. По признаку соотношения между доходом и средней ставки налоги разделяются на прогрессивные, регрессивные налоги и пропорциональные.

Предметом постоянных дискуссий политиков и экономистов является вопрос, который состоит в том, низким и высоким должен быть налог. Последователи Кейнса полагают, что высокая степень налога понижает совокупный спрос, а значит, инфляция затухает со снижением цен. Приверженцы «экономики предложения» доказывают обратное: высокие налоги повышают издержки предпринимателей, перелагаемых на потребителей в виде более высоких цен, вызывая инфляцию. А. Лаффер открыл связь между налоговыми поступлениями и ставками налогов, которая графически изображается, называясь кривой Лаффера, экономический смысл которой заключается в том, что при ставке подоходного налога выше конкретного уровня резко снижается деловая активность, делая предпринимательскую деятельность нерентабельной. В обратном случае, создаются стимулы к сбережениям, работе, инвестициям, расширению дохода и национального производства, принятию деловых рисков. В итоге, налоговая база расширяется, что позволяет ей поддерживать налоговые поступления на достаточно высоком уровне даже в том случае, если ставки налога будут ниже. Сфера использования бюджетной политики – государственный бюджет, являющийся планом доходов и расходов государства. Важнейшая задача бюджетной политики – управление бюджетным дефицитом и необходимость в сбалансировании государственного бюджета.

Бюджетный дефицит, основные причины которого – уменьшение доходной части госбюджета, непоследовательная финансово-экономическая государственная политика и увеличение расходов государства, является превышением расходной части госбюджета над доходной.

Выделяется четыре типа бюджетного дефицита из экономической теории:

    • - Циклический дефицит обуславливается как разность между структурным и фактическим дефицитом.
    • - Структурный дефицит – разность между действующими государственными расходами и доходами, поступающими в бюджет бы при условиях полной занятости при имеющейся системе налогообложения.
    • - Фактический дефицит является общим дефицитом государственного бюджета.
    • - Первичный дефицит представляет разницу фактического дефицита и выплат по долгу государства.

В мировой практике были выработаны три способа дефицита государственного бюджета: выпуск госзаймов, более жесткое налогообложение, производство денег либо «сеньораж», который на сегодня выражается в создании резервов коммерческих банков, концентрирующихся в центральном государственном банке и могут использоваться для возмещения дефицита бюджета страны. Нарастание дефицита бюджета приводит к возникновению и роста государственного долга – суммы накопленных за конкретный период времени бюджетных дефицитов за удержанием положительных сальдо бюджета, имевшихся в это же период времени. Госдолг может быть внутренним (задолженность государства своим гражданам) и внешним (задолженность государства организациям и гражданам иных стран).

Экономические последствия долга государства можно свести к:

  • - существенному сокращению возможностей потребления для населения этой же страны;
  • - вытеснению частного капитала, который мог бы ограничить дальнейший экономический рост;
  • - увеличению налогов для оплаты растущего госдолга выступает в форме антистимула активности экономики;
  • - перераспределению дохода для держателей облигаций, принадлежащих государству.
  • Непосредственный результат роста госдолга – организация системы управления этим долгом. Управление государственного долга – это совокупность действий державы, которые связаны с исследованием конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выработкой условий выпуска новых займов, с выплатой процентов по выпущенным ранее займам, проведением консолидацией и конверсий, мероприятий по определению ставок процента по кредиту государства и погашением недействующих выпущенных займов.

Лекции "Экономическая теория"