Навигация

Все работы

Опрос





Звоните

8-816-2-605855 — Городской
8-911-615-1655 — МТС
8-960-205-6555 — Билайн
8-908-292-1655 — Теле-2

Интернет связь

562-007-837
607-986-081
studentsosnovgorod
[email protected]

Наш адрес


г. Великий Новгород
ул. Б.Санкт-Петербургская, 39
ОЦ "Волна"
офис 151

Полезные статьи

Министр образования - стандарты и сокращения школ

Ни один законопроект не стал причиной такой бурной реакции в обществе, как проекты двух документов об образовании: закон "Об образовании в РФ" и новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

Благо, разработчиками отчасти была предусмотрена такая реакция и ними были размещены в Интернете в открытом доступе проекты документов: для дискуссии и широкого обсуждения.

Реакция ждать себя не заставила. Градус дебатов зашкаливал. Блогеры, родители, чиновники, учителя обсуждали новации. К проекту закона "Об образовании в РФ" 11 тысяч комментариев под письмом президенту страны, более 20 тысяч подписей с просьбой о введении стандартов отложить. Напряжение было таково, что на министерский "ковер" А. Фурсенко было вызвано одновременно с обе палаты собрания Федерации. Тревога общества и такой интерес понятны. Образование - это наши дети, их будущее и это то, что касается каждого. А в России на сегодняшний день порядка 13-ти млн. школьников!

Старшая школа – новые стандарты

Проект инновационных стандартов для старшей школы, которые подготовлены (здесь следует подчеркнуть) экспертами, а не работниками министерства, еще далек для его принятия и утверждения. Вспомните, как принимались стандарты для начальной школы. «Расстояние» со дня внесения предложений и их принятием составило 2 месяца. А начало пилотного внедрения произошло 1 сентября 2010 г. Начали учиться по новым стандартам порядка 200 тыс. учащихся 1-х классов. Столько времени ушло на разработку программ, написание и издание учебников, и на переподготовку учительского состава. Стоит отметить, что от педагогов, учащихся и их родителей идут хорошие отзывы.

Семь месяцев между внесением стандарта и его утверждением – таков разрыв был по основной школе. Не ранее 1-го сентября 2012 года начнёт его поэтапная реализация.

В отношении стандарта для старшей школы, то сегодня вопрос о его реальном введении даже не стоит. Пока мы не добьёмся если не согласия, то очень широкого консенсуса по такому стандарту, он не будет утвержден министром. Дата начала апробации может быть определена только после утверждения.

Старшая школа. Обязательные предметы

Четыре предмета: ОБЖ, физкультура, подготовка индивидуального проекта и курс "Россия в мире" - предлагаются сделать равными для всех учащихся старших классов. Но это не означает, что в образовательной программе они будут основными. Они общие и преподаваться будут для всех на едином уровне. Каждому ребенку необходима чистка зубов утром и вечером. Но это ведь не означает, что основное, чему следует ребенка учить, - это чистка зубов! Физкультура в школе основным предметом не может быть. Но мы обязаны достичь того, чтобы, несмотря на то, кем школьник хочет стать - технарем, гуманитарием, инженером или рабочим, - он в первую очередь должен обладать хорошим здоровьем.

В обязательном порядке старшеклассник будет усваивать 10-11 предметов, с учетом названных выше. Так, допустим, в списке обязательных предметов присутствуют и математика, и русский язык, вопреки тому, что сообщают. Иное дело - предусматриваются разные степени их изучения. Если ученик - гуманитарий, то основы математического анализа ему нет необходимости изучать в старших классах. Так же обстоит и с прочими общеобразовательными предметами. Если прочитать внимательно о стандартах, то здесь становится всё ясно. Идея инновационных стандартов заключена в том, что ребята в таком возрасте обладают правом выбора своего пути.

Стандарты и их апробация

Принято решение, что в стандарт для учащихся старших классов перед стартом пилотного внедрения обязательно должен пройти апробацию. И независимо от того, как скоро пойдет обсуждение, эта апробация, начнется не ранее 1-го сентября 2013 года. А согласованный стандарт старшей школы в полной мере в использование будет запущен не ранее 2020 года.

Еще раз, чтобы никаких двойных прочтений не было: вопрос будет вноситься для официального подписания только тогда, когда мы в действительности достигнем весьма серьезного, абсолютного понимания того, каким должен быть стандарт.

О законопроекте "Об образовании в РФ"

По итогам общественной дискуссии можно сделать главный вывод, - проект закона об образовании стал причиной общественного резонанса - около 11 тысяч, таково общее число комментариев.

Для анализа и учета всех предложений, поступивших к законопроекту об образовании, президентом назначена специальная комиссия. Если обратиться к теме тезисов проекта закона, получившей наибольшее количество комментариев, то это, разумеется, права педагогов и обучающихся. Большинство учителей склоняются к необходимости принять этот закон, хотя и с существенными доработками.

Пока не будут сформированы решения по основным концептуальным положениям законопроекта, имеющие общественную поддержку, министерство его принятие форсировать не будет, и также не станет его предлагать на рассмотрение Думой.

Сокращение школ

За последнее 10-тилетие более чем на 30% произошло уменьшение количества школьников, и менее чем на 30 процентов уменьшилось количество школ.

Следует отметить, что целый ряд школ, не соответствующие требованиям современности, следует закрывать, и на этом месте строить новые. За ветхие школы держаться - это неправильно. В школе зачастую учатся лишь 5-7 человек - а таких школ у нас сегодня около 5-ти тысяч, - увы, к большому сожалению, научить ничему толковому, не могут. Здесь исключение - начальные школы, где даже один хороший учитель совсем юным ученикам может дать очень много.

В интересах ребят решение должно приниматься в каждом отдельном случае. Не в заинтересованностях сохранения юридического лица школы, а в интересах самих детей.

Экзамены и нарушения

Случаи сдачи педагогами ЕГЭ за своих учеников нам известны. В отличие от большинства нарушений, происходивших в прошлом, эти случаи сегодня выявляются. И люди, ведущие противозаконные действия, наказываются весьма серьёзно. Это огромное достижение, что сейчас такая система создана, благодаря ней аналогичные нарушения могут быть прослежены и люди, способствующие им, серьезно будут наказаны.

Псевдо образование

Да, у нас, к сожалению, имеются псевдо ВУЗы. Но следует сказать, что за период работы Минобразования процессы открытия новых ВУЗов и их филиалов практически сошёл на нет.

Сегодня Минобразования подписывает приказы о закрытии полуподвальных и подвальных филиалов чуть ли не ежедневно. И каждый приказ у министра подкреплён письмами, звонками из регионов: мол, все это в принципе верно, но вот этот филиал просьба не трогать, а вот этот ВУЗ необходимо оставить в покое.

Но мы идём вперед. Во многом этому оказало содействие создание сети ведущих университетов: появляется лидер и вокруг него другие ВУЗы начинают группироваться, а студенты имеют возможность получить образование более качественное.

Система лицензирования сейчас ужесточается. Министерство пытается добиться того, чтобы учащийся желал получить высшее образование в достойном ВУЗе. Здесь кампаний по закрытию десятков и сотен ВУЗов не может быть. Это весьма чувствительный и важный момент, как для учащихся, так и для преподавателей. С каждым случаем следует разбираться в отдельном порядке, что сегодня и делает министерство.

Поддержка ведущих ВУЗов

Сегодня одобрены программы стагнации 29-ти НИУ (национальные исследовательские университеты) и 7 ФУ (федеральные университеты), а также 2-х крупнейших университетов России - МГУ имени М.В. Ломоносова и госуниверситета в Санкт-Петербурге. Таким образом, выходит, что уже сегодня можно рассуждать о формировании в России сети ведущих ВУЗов, которые просто обязаны стать во главу угла для новой действенной высшей школы страны.

Направленные на реализацию программ стагнации ведущих ВУЗов РФ в 2010-2012 годах общий объем бюджетных средств составляет 69 млрд. руб. Из них: 32 млрд. руб. - на исполнение программ развития НИУ, 27 млрд. руб. - ФУ, 10 млрд. руб. - для СПбГУ и МГУ им. Ломоносова.

Стипендии

Вопрос отмены стипендий не стоит. Но, с другой стороны, в этом вопросе от принципа "уравниловки" следует уходить. сегодня в России механизм распределения стипендий не оптимален и он должен быть трансформирован. В настоящее время имеются академические стипендии и социальные. Выплата академических стипендий производится практически всем студентам, но только тем, кто нормально сдаёт сессию, хотя эта стипендия для одних - жизненная необходимость, а для некоторых - лишь маленькая добавка к средствам, которые уже имеются у студентов, которые получают от семьи или к подработке.

Важно и вероятно в рамках имеющихся стипендиальных фондов принципы распределения стипендий изменить. Выплаты увеличить тем, кто в социальной помощи остро нуждается и, одновременно, число академических стипендий уменьшить. Повышенную и реально большую стипендию получать должны только те студенты, которые на деле показывают успешные результаты учёбы.

Для того чтобы механизм изменить, следует дать студенческим советам гораздо больше прав. Министр встречался с представителями студенческих советов и этот вопрос живо обсуждался. Наряду с ректорами они могут взять на себя всю ответственность в деле распределения стипендий. У них есть вся соответствующая нормативная возможность.

Повышение стипендий предусмотрено с 1-го сентября 2011 года. Аспирантам и докторантам стипендии повысятся до 2,5 тыс. руб. и до 4-х тыс. руб. соответственно. Аспиранты и докторанты, которые готовят диссертации по естественнонаучным и техническим специальностям, с 1-го сентября 2012 г. стипендии будут получать в размере 6-ти тыс. руб. и 10-ти тыс. руб. соответственно. Но и в, то, же время следует создавать такие условия, при которых аспиранты станут получать, наконец, достойную для их уровня зарплату за научную работу, выполняемую в процессе подготовки диссертации.

Подушевое финансирование школ

В министерство часто поступают вопросы о том, что 83-ФЗ особенность функционирования школ на селе не учитывает, а также и малокомплектных.

Министерство специально оговаривало, и во всех документах это имеется, что система нормативно-подушевого финансирования к школам малой комплектности не относится. В регионах это прекрасно знают. Более того, сравнение школ в небольшом городке или в селе и школы в мегаполисе элементом нормативно-подушевого финансирования не должно быть. Это большей частью элемент политики и поддержка школ, которые существуют в равных условиях.

В настоящее время все финансирование школ находится в плоскости регионов, так что в этом плане новый закон не меняет ничего. Но, тем не менее, Минобразования полагает, что и на уровне Федераций необходим обусловленный инструмент, включая и финансовый, для поддержания лидеров или, напротив, для поддержания тех, кто оказался в весьма сложном, критическом положении. Именно потому в новой целевой Федеральной программе стагнации образования на 2011-2015 г. впервые включён совершенно новый пункт: региональные субсидии. Выделение субсидий будет проводиться на основании конкурса для тех регионов, в которых лучше всех обеспечивается развитие дошкольных, школьных и профессиональных образовательных процессов.

СПО и НПО

Сейчас происходит решение вопросов о передаче части из порядка 1-й тыс. имеющихся в Российской Федерации колледжей и техникумов в Федеральные субъекты.

На данный момент в новом законопроекте об образовании понятие начального профобразования отсутствует, и это на самом деле так. Оно, кстати, даже в Конституции РФ не прописано. Действующая на сегодняшний день система НПО с поставленной задачей подготовки специалистов высокой квалификации, увы, не справляется. Потому в проекте закона НПО и СПО предлагается объединить под попечительством СПО, сохранив эти два стержневых направления по подготовке рабочих и технических специалистов высокой квалификации. Это говорит о том, что и статус такого образования будет существенно поднят, и качество, что вполне, разумеется, должно быть намного лучше.

Слияние техникумов и ВУЗов

В некоторых случаях целесообразнее формировать образовательные кластеры - отдельные техникумы присоединить к ВУЗам. Так уже однажды делали в процессе подготовки специалистов в сфере энергетики атома. Допустим, при формировании национального ядерного исследовательского университета "МИФИ" (сформирован в 2009 г. на базе МИФИ). В исследовательский университет вошли не только бывшие его филиалы, но и техникумы, а также учреждения начального профобразования.

Детские сады и зарплата воспитателей

В последние пять лет, в детских садах число мест увеличилось практически на 1 млн. человек. Но, увы, к сожалению, и очередь растет.

Для решения этой насущной проблемы в новом ФЦПРО Минобразования ввело особый раздел, в котором есть пункт: «Для поддержки и развития детских садов».

Одновременно на сегодняшний день уже имеются возможности для формирования и иных форм образования дошкольников: детских садов семейного типа, группы непродолжительного пребывания. Минобразования занимается развитием предшкольного образования.

Важно здесь сто, чтобы воспитатель детского сада обладал статусом не ниже статуса, который имеет преподаватель начального класса школ. Воспитателям зарплата выплачивается из бюджета регионов. Минобразования полагает, что необходимо увеличивать заработную плату педагогов, и, причем на абсолютно всех уровнях, включив сюда и дошкольный уровень. Но здесь вопросы финансирования – это региональный мандат. Потому вопрос увеличения заработной платы должен решаться законами, действующими в регионах.

Лидеры

Сегодня мир меняется, происходи и смена стандартов, в мире появились новые лидеры в сфере образования. Почему в лидерах сегодня иду страны Скандинавии? Почему в лидерах сегодня Сингапур? Причина одна и весьма простая: они не боятся двигаться вперед и не боятся меняться. Также и Российская Федерация не должна этого бояться.