Системой оценивания знаний называют систему оценки качества усвоения учебных программ учащимися и студентами, это важнейший компонент образовательного процесса.
В мире в настоящее время применяют разнообразные шкалы оценивания знаний. По некоторым шкалам знания оцениваются при помощи цифровых обозначений разрядов, допускаются в них дробные оценки, в других шкалах (например, американской) традиционно используются буквенные обозначения. Есть в американской шкале и численная интерпретация, в ней высшие оценки А и А+ соответствуют баллу 4.
Балльная система оценки знаний необходима для осуществления контроля уровня знаний каждого учащегося и студента по всем предметам.
В России традиционно используется пятибалльная система оценки знаний. Оценка 5 (отлично) при этом является высшей, она является свидетельством наилучшего знания вопроса либо темы, балл 4 (хорошо) считается положительным, балл 3 (удовлетворительно) считается плохим и свидетельствует про средний уровень знаний, баллы 1 и 2 (неудовлетворительно) – наиболее низкие.
Преподаватель может добавлять к баллам плюсы либо минусы (к примеру, 5-, 4+). Такие знаки служат дополнительной оценкой, не учитываемой преподавателем при проведении итогового контроля знаний.
В системе образования традиционно используется целый ряд правил касательно текущего, тематического и итогового контроля знаний. При этом каждым преподавателем самостоятельно оцениваются знания каждого учащегося по предмету, который он преподает.
Балльная система оценки знаний позволяет учащимся учиться самоконтролю, приучает к ответственности, а также дисциплинированности.
В ВУЗах существуют различные формы контроля знаний студентов: модули, зачеты, экзамены. Время от времени студентам приходится выполнять различные работы: рефераты, курсовые работы, отчеты по практике, дипломные работы. Если студент не имеет возможности выполнить заданную работу самостоятельно, но хочет получить за нее высокий балл, он может просто заказать курсовую работу у хорошего исполнителя.