ВУЗы создают свою собственную систему гарантии качества в процессе образования, основанную на корреспонденции их учебной программы, материальной ресурсной базы, научно-методическом обеспечении, структуры и кадров управления установленным требованиям, которые предъявляются общественностью, личностью и государством.
Мировая практика применяет различный подход к оценке работы и ее качества ВУЗов: репутационная, результативная и общая.
Подход репутационный использует механизм экспертизы для оценки степени образовательных профессиональных программ, а также в целом и учебных заведений. Результативная основана на измерении числа показателей деятельности ВУЗа.
У общего подхода базирование происходит по принципу «всеобщее управление качеством" и требований к системе менеджмента качества МО по стандартизации. Приступим к рассмотрению реализации двух первых подходов у нас и за рубежом.
Высшее образование и его качество за границей
Сложилась историческая «английская модель», в ее основу положено внутреннюю самооценку ВУЗовского академических сообществ, и «французская модель», основанную на внешней оценке ВУЗа. «Американскую модель» аккредитации учреждений образования и образовательных программ, вероятно, собой представляет весьма удачное совмещение идей «английской» и «французской» моделей.
Аккредитация – представляет собой систему контроля качества образования, позволяющую учитывать интересы абсолютно всех неравнодушных к развитию образования сторон и совмещает государственную и общественную конфигурацию контроля.
Аккредитацию считают профессиональной (специализированной) если дается оценка деятельности ВУЗа по подготовке специалистов определенной профессии и отдельных образовательных программ. Аккредитацию можно считать институциональной, если дается оценка учебному заведению в целом как общественному институту.
Аккредитация учреждений образования в США рассматривается как система коллективного саморегулирования для сохранности баланса между правом учебного заведения на академическую свободу и его ответственность перед обществом и государством.
Любое из шести аккредтированных региональных агентств США проводит разработку своего критерия, которое широко обсуждается, детально прописывается, постоянно пересматривается и доводится до ведения университета. Самыми распространенными являются следующие девять критериев: университетская целостность, цель, эффективность и планирование, администрация и управление, программы образования, преподавательский и профессорский состав. Также входит и персонал обслуживания, библиотеки, компьютеры и прочие информационные источники, обслуживание для студентов и предоставление условий для получения образования, материальная база, помещения, оснащение, и, разумеется, финансы.
Аккредитации университетов подтверждают, что они имеют доказанные цели, базу ресурсов (необходимых в достижении цели), доказательства при достижении цели, перспективы будущего достижения цели.
Весьма компетентной организацией, которая аккредитует программы образования в сфере технологий и техники, является Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET), представляющая собой федерацию 28 профессиональные инженерные и технические общества. ABET аккредитовала порядка 700 технологических и 1500 инженерных и программ образования ВУЗов США. За пределами США ABET дает оценку соответствия американским аналогам программ зарубежных ВУЗов. Сегодня более 70 программ университетов Голландии, Мексики Германии, Сингапура, Турции и прочих стран нашли признание ABET.
В Европе еще нет единой системы институциональных оценок деятельности учреждений образования, аналогичной аккредитационной системе в США. Но в любой стране существует свой подход к оценке качества и обеспечению высшего образования.
В Англии сформирована многоуровневая система аккредитации университетов и их программ образования главенствующую роль ведет правительственная организация Quality Assurance Agency (QAA). Некоторые британские ВУЗы производят оценку программ образования иных учебных заведений по увязанным с QAA критериям. Допустим, The Open University (OU) в 1992 г сформировал свое строение, которое занято аккредитацией учреждений образования и ратификацией программ образования, в том числе за рубежами Англии.
В Германии переход к многоступенчатой системе и интернационализация в сфере образования привели к формированию слоя аккредитующих ассоциаций. На основании решений, вынесенных на конференции, в которой принимали участие министры образования, в 1998 г в Германии был образован Совет Аккредитаций, оценивающий программы подготовки магистров и бакалавров, разработавший минимальные критерии и стандарты для агентств аккредитации. Ассоциацией инженеров Германии в 1999 г было основано Агентство Аккредитации по компьютерным и инженерным наукам. В Германии 1-й аккредитующей организацией стало ЦА земли Нижняя Саксония - агентство, которое аккредитует программы образования в области информатики, техники, математики и естественных наук, а также прочие агентства в различных направлениях подготовки квалифицированных специалистов.
В Австралии инновационный подход к аккредитации программ образования, который был разработан в 1996 г Инженерным Институтом Австралии сообща с Советом деканов Австралии факультетов инженерии, большое внимание уделяет применению внутреннего механизма системы гарантии качества. Новые мерила аккредитации инженерных программ ориентированы только на результат, а не на процесс. Процедуры аккредитации включают, наряду с гарантией качества и внутренней оценкой, внешние мерила и рекомендации со стороны предприятий промышленности. В целом аккредитационный процесс ориентирован на инновации и развитие инженерных программ в соответствии с требованиями сегодняшнего производства.
Сейчас в образовательной системе мира все шире применяются понятия "транснациональное образование". Это понятие означает образование, которое получает студент, проживающий в своей родной стране, в университете другого государства. В этом случае ни студент переходит границу, идя на место учебы в другую страну, а программы образования переходят границу и обретают статус транснационального. Переход границы при образовании транснациональном происходит или физически (учебные материалы, преподаватели), или виртуально (обучение дистанционное с применением Internet-технологий и телекоммуникаций).
Анализ способов оценки качества и обеспечения высшего образования за рубежами России говорит о различном подходе и обычаях в разных странах. Но, так или иначе, в разном подходе и системе оценки главное внимание уделяется процессу, ресурсу и результату. Различия относятся к тому, чему больше уделяется внимания и в какой мере.
Высшее образование и его качество в России
Совершенствование контроля качества и управления образования - одно из важных направлений Федеральной программы формирования образования в РФ на 2000 -2005 годы.
Подробнее остановимся на двух положениях.
Комплексные оценки в деятельности ВУЗа
Комплексную оценку деятельности ВУЗов РФ ввело Министерство образования России в 2000 году как форму контроля государства за качеством в сфере высшего образования. Оценка имеет цель всестороннего анализа деятельности ВУЗа и в себя включает процедуру получения лицензии, аттестата и государственную аккредитацию. Синхронное прохождение ВУЗом указанных выше процедур дает возможность повысить их действенность и минимизировать расходы на них со стороны ВУЗа.
Процедуры комплексной оценки предполагают вытекающие следствия. ВУЗ в Минобразования РФ направляет заявление определенного образца и подготавливает материалы самоисследования. На основании приказа министра образования РФ создается комиссия, в которую включены подкомиссии лицензирования и аттестации, которые в оговоренные приказом сроки выезжают для проведения экспертного исследования в ВУЗ. Результатом работы комиссии является лицензионные и аттестационные выводы, на основании этих выводов привлекая централизованную базу данных на заседании коллегии Аккредитации Минобразования РФ выносятся решения об аккредитации ВУЗа.
Сейчас Минобразования России работает над процедурой оптимизации комплексной оценки в сфере деятельности ВУЗа. В частности, предполагается вместо 2-х комиссий по аттестации и лицензированию создать с меньшим числом членов одну.
Профессионально-общественная аккредитация
Итогом развития в РФ реформ, также и в сфере образования, стало формирование в 1992 году Совета Координации по поддержке аккредитации профессиональных программ образования и сертификации специалистов. Системы общественно-профессиональных аккредитаций призваны находить приоритеты в высшей школе РФ, обеспечивающие степень подготовки специалистов, превышающие требования Государственных образовательных стандартов по надлежащему направлению.
Система профессионально-общественного признания качественной подготовки квалифицированных специалистов в ВУЗах, сформированная в РФ в 1992 г Советом Координации по поддержке аккредитации образовательных профессиональных программ и сертификации квалифицированных специалистов, увы, не получила надлежащего развития и ощутимых результатов на практике не дала. Причина этому то, что Совет Координации и АНЦ получить требуемую поддержку со стороны Минобразования РФ не удалось, а также добиться признания на международной арене национальной системы российской профессионально-общественной аккредитации, и заинтересовать ВУЗы в аккредитации их программ образования.
По инициативе выдвинутой Ассоциацией инженерного образования РФ в 2002 г система профессионально-общественной аккредитации программ образования в сфере технологии и техники и была переустроена. Минобразования РФ и АИОР подписали соглашение про сотрудничество в сфере развития системы независимой национальной аккредитации программ в сфере технологий и техники.
Ассоциация инженерного образования РФ разработала новые мерила профессионально-общественной аккредитации программ образования подготовки бакалавров в сфере технологий и техники, согласованные с мерилом, использующегося в странах-подписантах соглашения в Вашингтоне.
Национальная система РФ профессионально-общественной аккредитации программ образования в сфере технологий и техники представлена АИОР на международном форуме "International Engineering Meeting - 2003", который проходил в Новой Зеландии, где принимали участие порядка 100 представителей профессионально-общественных и аккредитующих организаций из 22 стран. На заседании участников соглашения в Вашингтоне от лица АИОР было заявлено про намерение РФ присоединиться к этой организации. С представителями стран-подписантов Washington Accord прошли переговоры о сотрудничестве с Центром Аккредитации АИОР о дальнейшем развитии национальной российской системы профессионально-общественной аккредитации программ образования в сфере технологий и техники, и взаимодействие в нее входящими странами.
Итак, отсюда следует вывод того, что в РФ сделан существенный шаг по формированию системы национальной профессионально-общественной аккредитации программ образования в сфере технологий и техники, совместимой с признанными на международном уровне. Такая система и есть естественное дополнение системы аккредитации на государственном уровне, и благоприятствует повышению престижа высшего российского образования и его дальнейшую интеграцию в международное научное и образовательное пространство.